шаблоны сайт визитка joomla
Скачать шаблоны Joomla 3.5 бесплатно

Образовательный стандарт дополнительного образования

 Государственные стандарты дополнительного образования
В Государственном стандарте дополнительного образования определены государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам. Минимум содержания определяет объем теоретических знаний необходимый для профессиональной деятельности. Уровень подготовки включает умения и навыки, которые получает выпускник в ходе изучения учебных дисциплин.
Государственные стандарты дополнительного образования утверждаются министерством образования и науки. Разработан в соответствии с положениями федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, типового положения «Об образовательном учреждении дополнительного образования», а также положений других нормативных правовых актов.
Положения государственного стандарта дополнительного образования подлежат обязательному применению всеми учреждениями дополнительного образования, которые расположены на территории Российской Федерации и реализуют программы дополнительного образования.
Государственные стандарты дополнительного образования предусматривают включение всех образовательных программ, например, для повышения квалификации госслужащих.
Для повышения квалификации и профессиональной подготовки устанавливаются образовательные программы четырех видов:
  • краткосрочные программы повышения квалификации объемом от 72 до 100 часов;
  • среднесрочные программы повышения квалификации от 100 до 500 часов;
  • программы профессиональной подготовки объемом от 500 до 1000 часов;
  • программы дополнительного к высшему образованию.
Государственные стандарты дополнительного образования обеспечивает содержанием указанные программы. Для реализации образовательных программ дополнительного образования установлены сроки непрерывного обучения: от двух до шести недель и от шести недель до шести месяцев при повышении квалификации. При профессиональной подготовке от трех до шести месяцев с отрывом от производства и от шести месяцев до двенадцати месяцев без отрыва от производста.
Государственные стандарты дополнительного образования определяют требования к образовательным программам дополнительного профессионального образования, требования к образовательным учреждениям, которые реализуют программы дополнительного образования.
За исполнением государственного стандарта дополнительного образования установлен государственный контроль, который осуществляет федеральный орган управления образованием за несоблюдением требований государственного стандарта к образовательному учреждению, применяются санкции, которые установлены федеральным законом «Об образовании».
Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения
1. Проблемы и ошибки интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС общего образования.
2. Что может дать дополнительное образование для реализации ФГОС общего образования?
3. Новые условия в дополнительном образовании для участия в реализации новых стандартов
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка).
Главный механизм построения системы непрерывного образования в рамках сферы культуры, созданной обществом к данному моменту человеческого развития – соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей.
При этом стандарты общего и профессионального образования должны быть не только преемственны, но и дополняться возможным и доступным спектром дополнительного образования, которое в идеале должно перекрыть все поле культурного наследия за пределами областей знаний, определенных стандартами. Конечно, современное дополнительное образование детей пока не отвечает этим требованиям, но перспективы развития есть, разумнее не рушить его, а сохранять лучшее и развивать в рамках современных требований.
В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование. Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).
Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е.Б. Евладовой):
пространства взаимодействия общего и дополнительного образования – интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятельность и др.;
пространства взаимодействия общего образования и внеурочной работы: предметные кружки; факультативы; школьные научные общества и др.;
пространства взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия.
Именно в рамках этих пространств возникает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Другой особенностью новых стандартов является то, что к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Достижение планируемых результатов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего образования, становится возможным при обеспечении единства урочной и внеурочной деятельности, доступности содержания общеобразовательных дисциплин и произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта родителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. Следовательно, необходимо обеспечить интеграцию общего и дополнительного образования.
Существуют следующие основные проблемы и ошибки интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС общего образования:
не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование, не учитываются их пожелания при составлении вариативной части базисного учебного плана школы;
нарушается принцип свободного выбора ребенком вариативной части базисного учебного плана школы и внеурочной деятельности. (Как сказали мои коллеги в одном из регионов, «вместо того, чтобы открыть ребенку для свободного выбора дверь, ему открывают только форточку»);
отсутствует единая база занятости детей в дополнительном образовании, не отработана координация занятости ребенка во внеурочное время, не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в УДО или учреждениях культуры, спорта и т.д.;
имеют место перегрузки детей;
реализация ФГОС замыкается в стенах школы, класса, в необорудованных помещениях;

Наши партнеры

 TZOyoOCZ8y0 logotip novy SF BashGU  utv logo  CityMoll  VolnoeDelo