Наше оружие во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) своей боевой мощью и эффективностью приводило в страх и смятение войска противника. Легендарные «Катюши», несбиваемые «МиГи», непобедимые танки Т-34 не только принесли Победу нашей стране, но и стали одними из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны.
Какие же самолеты, бронемашины, пушки и танки отличились на полях сражений?
Легендарный «Ишачок»
В начале войны основным истребителем Красной Армии был Поликарпов И-16. При длине всего шесть метров это был один из самых маленьких самолетов того времени. Созданный в середине 1930-х, испанцы дали ему прозвище «Муха», китайцы – «Ласточка», японцы – «Овод». Но в Советском Союзе этот истребитель знали как «Ишачок». Это был первый советский самолет с убирающимися шасси, и на начальных испытаниях летчик Валерий Чкалов с трудом смог их убрать – модель была довольно тяжела в управлении. Впоследствии истребитель был усовершенствован, а в первые дни войны «Ишачоки» противостояли немецким самолетам люфтваффе и часто даже таранили их. Первым это сделал летчик И-16 Иван Иванов всего через 25 минут после начала войны (22 июня 1941 года)!
Призрак в броне
Танк КВ-1 – легендарный тяжёлый танк времён Великой Отечественной Войны. Обычно назывался просто «КВ» (в честь наркома обороны СССР Климента Ворошилова), у немцев получил прозвище «Призрак» («Gespenst»). Действительно, танк стал для них большой неожиданностью. При массе 47 тонн КВ был защищен броней толщиной 750 мм, которая в то время была практически непробиваемой. Танки КВ использовались на протяжении 1941 и 1942 годов для остановки немцев на Западном фронте. В июне 1941 года один танк КВ в течение двух дней сдерживал весь немецкий военный конвой. Ночью диверсанты пытались взорвать танк, но им удалось только повредить его гусеницы. Танк был обездвижен и стал огневой целью. Только зенитной артиллерийской установкой удалось уничтожить его вместе с экипажем.
Танк, изменивший ход войны
Т-34 – один из самых узнаваемых символов войны и самый массовый танк в СССР. Только на Урале (в Нижнем Тагиле, Челябинске и Свердловске / нынешнем Екатеринбурге) с 1942 по 1944 год было произведено около 25 000 танков. Танки Т-34 также собирались в Харькове (Украина), Горьком (Нижний Новгород), Сталинграде (Волгоград) и Омске.
На севере Подмосковья находится музей Т-34 - единственный в мире музей, посвященный всего одному танку. Именно здесь, у села Шолохово, всего в 30 км от Кремля, в декабре 1941 г. было остановлено продвижение немецких войск. Особую роль в контратаке Красной Армии сыграл новый советский средний Т-34. Благодаря этим танкам удалось отбросить противника почти на 250 км от столицы. Единый экипаж под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Лавриненко («танковый ас») за два месяца при обороне Москвы уничтожил около 50 немецких танков.
Перелом в войне наступил после Курской битвы, крупнейшего танкового сражения в истории, в котором было задействовано около 2 миллионов человек, 6000 танков и 4000 самолетов. Две трети советских танков составляли средние танки Т-34.
После войны различные модификации Т-34 были приняты на вооружение более чем в 40 странах мира.
Пушка на гусеничном шасси
В Курской битве впервые против новых немецких танков Тигров и Пантер были применены тяжелые самоходные гаубицы СУ-152 (калибр 152 мм) на шасси КВ-1. Враг прозвал их «Dosenöffner» («консервный нож»). А в 1944 году, когда в качестве замены устаревшего КВ-1 Красная Армия приобрела самый мощный в Советском Союзе танк ИС-2 (им. Иосифа Сталина), имевший броню толщиной 120 мм и ствол калибра 122 мм. орудие, самоходные гаубицы стали изготавливаться для установки на его шасси. Так появились ИСУ-122 (с орудием калибра 122 мм) и ИСУ-152 (калибр 152 мм).
«Катюша» и «Андрюша»
Изначально реактивные снаряды применялись в авиации, но в 1938-1941 советские конструкторы создали многозарядную пусковую установку, которую можно было монтировать на разные базы.
Прозвище «Катюша» получила реактивная система залпового огня БМ-13. Реактивный огонь – штука страшная. Взрывные волны от нескольких снарядов пересекаются, круша все на своем пути, издавая очень характерный вой. «Катюши» прошли всю войну, от Москвы до Берлина, став настоящими символами Победы.
БМ-13 (со снарядами 132-мм калибра) чаще всего устанавливали на американские грузовики Studebaker US6, которые поставлялись в СССР по ленд-лизу, БМ-8-24 (82-мм) – на танки Т-60 вместо башни, тракторы-тягачи, катера. В 1944 году на вооружение поступили более мощные установки БМ-31-12 со снарядами калибра 310 мм, каждый из которых весил по 90 кг! Они получили прозвище «Андрюша».
Ил-2, «Цементный бомбардировщик»
Самый массовый боевой самолет в истории, каким долгое время был штурмовик «Ил-2», кажется, стал рекордсменом по количеству прозвищ. «Бетонный самолет» – так прозвали его немецкие летчики: «Ил-2» обладал плохой маневренностью, однако при этом сбить его было очень трудно. Летчики даже шутили, что «Ил-2» может лететь «на половине крыла, да на честном слове». Наземные войска вермахта, видя в нем постоянную угрозу, называли самолет «мясником» или «Железным Густавом». Сами конструкторы называли «Ил-2» просто – «летающий танк». А в Красной армии самолёт из-за необычной формы корпуса получил прозвище «горбатый».
Все время советскому командованию не хватало специализированных боевых самолетов. Во многом поэтому «Ил-2», будучи самой распространенной машиной, использовался для разных задач. Так, например, для всех самолетов «Ил-2» была установлена обязательная бомбовая нагрузка, которую в шутку назвали «сталинский наряд». Помимо бомбардировки, «Ил-2» использовали, несмотря на его внушительные габариты, в качестве самолета-разведчика. Одна из интересных особенностей штурмовика в том, что пилоты, если машина в бою загоралась, зачастую сажали самолет на «брюхо», не выпуская шасси. Самым сложным для летчика было вовремя выбраться из фюзеляжа и убежать до того, как «Ил-2» взорвется.
Легендарный самолет Як-3
Советский самолет Як-3 по праву можно назвать символом Великой Победы, поставив его в один ряд с легендарным танком Т-34, реактивным минометом «Катюша» и с «летающей смертью» — штурмовиком Ил-2. Именно на этой машине довершали разгром хваленых люфтваффе советские пилоты на заключительном этапе войны, именно этот истребитель стоял на вооружении полка «Нормандия-Неман», ставшего символом советско-французского боевого братства.
Як-3 – это советский поршневой истребитель периода ВОВ, созданный конструкторами ОКБ Яковлева. Этот самолет стал дальнейшим развитием истребителя Як-1, принятого на вооружение незадолго до начала войны. Як-3 – один из самых массовых советских истребителей. По своим летно-техническим характеристикам он считается одним из лучших среди многочисленной группы боевых машин, выпущенных в ОКБ Яковлева в период Великой Отечественной войны.
«Ворошиловец». Легендарный трактор
Тяжелый артиллерийский тягач «Ворошиловец» был самой совершенной, самой мощной машиной подобного класса в СССР.
Задание на разработку нового артиллерийского тягача, необходимого для перевооружения советских войск правительство дало в 1935 году, тогда же и начались работы над проектом. Для замены морально и технически устаревшему тягачу «Коминтерну» требовалась совершенно новая машина, и работать над её созданием стали лучшие профессионалы своего дела, конструкторы Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна, где ранее производился одноименный тягач.
Летом 1939 года «Ворошиловец», проходил испытания на танковом полигоне в Кубинке, где показал выдающиеся результаты. Он успешно буксировал как танки, так и артиллерийские орудия, в том числе такие как 305-мм гаубицы, 280-мм мортиры, 152-мм и 210-мм пушки.
Тягач мог преодолевать вброд глубину до 1.5 метра, такой же глубины ров, осиливал подъем в гору с уклоном в 17 градусов 18- тонного прицепа, максимальная скорость по шоссе составляла 37 км/час, скорость с полной нагрузкой по шоссе достигала 20 км/час, на пересеченной местности средняя скорость груженого тягача была 16 км/час.